Хиппи 70 х годов

Хиппи 70 х годов

"Факультатив. История": Советские хиппи

Каким было движение в хиппи в СССР? Когда оно зародилось? Чем "дети цветов" в нашей стране отличались от зарубежных единомышленников? Кто из известных личностей поддерживал эту культуру и "хипповал", несмотря на запреты и гонения? И кто был неформальным лидером советских хиппи? Телеканал "Москва Доверие" подготовил специальный репортаж.

Движение хиппи захлестнуло столицу в конце 70-х годов. Представителей этого течения легко можно было отыскать почти в каждом крупном городе СССР на так называемых "тусовках". В Москве же основными местами сбора были "Психодром № 2", "Фрунзенский садик" (на улице Знаменка), "Пушка" (Пушкинская площадь), Арбат или "Гоголя" (Гоголевский бульвар).

Советские хиппи были культурно связаны с диссидентской средой. Многие были недовольны коммунистическим режимом и его идеологией, другие просто хотели жить вне политизированного строя. В массовом сознании слово "хиппи" вызывало ассоциации скорее негативные: "хиппи" воспринимался как неопрятный молодой человек с длинными волосами, бездельник, часто аполитичный и безыдейный — в общем, полное противопоставление культивировавшемуся тогда образу "советского человека", "строителя коммунизма".

Белое Солнце хиппи

Настроение Юрию Буракову испортили уже с утра. Запасы травки закончились, нужна новая партия. А значит, остаться на все лето здесь не получится, придется возвращаться в Москву. Для Системы, как называется их общество хиппи, он – негласный лидер. У него даже прозвище Солнце. И праздник непослушания должен продолжаться.

23 мая 1971 года, Москва, Гоголевский бульвар. Солнце встречается с продавцом наркотиков. Тот мешкает, нервничает, заявляет, что с марихуаной больше не работает, что у него только рецептурные препараты, и Юра ошибся. Бураков понимает – за ним следили, и это ловушка.

"Юра Солнце (а девушки его называли Солнышко) всегда зажигал, искрил. Он всегда был в движении. Как и все яркие, неординарные личности, он себе мог позволить больше, чем обычный человек – и в плане рисковых поступков, и даже неблаговидных с точки зрения морали. Но он, конечно, был король своего времени", — утверждает культуролог, рок-музыкант Александр Липницкий.

Когда-то в саду "Эрмитаж", что рядом с домом Александра Липницкого, хиппи часто встречались. Внук известной актрисы Татьяны Окуневской, пасынок Виктора Суходрева, личного переводчика Хрущева и Брежнева – он из тех, кого называют золотой молодежью. В те времена этого было достаточно, чтобы не бояться последствий.

"Мне кажется, что ребята, которые прошли Систему, входили в нее даже ненадолго, отличаются от простых советских людей, которые в массе своей были зашоренные. Сталинский ужас той эпохи в них оставался: они всегда чего-то опасались. Когда мы знакомились с иностранцами, и они приходили к нам домой, родители этого боялись больше, чем чего бы то ни было. Моя бабушка отсидела много лет при Сталине именно за связь с иностранцами. А нам свобода этого движения позволила мир объять", — считает Липницкий.

Советские хиппи заявляют о себе на исходе хрущевской "оттепели" — в конце 60-х. Они приходят на смену короткой вспышки стиляг – молодых людей, которые стали изгоями общества, непохожими на рядовых товарищей, потому что ярко одевались и слушали рок-н-ролл. Но если эта субкультура была именно советским движением, то культура хиппи, которая зародилась в США, охватывает весь мир.

Артемий Троицкий тоже из Системы, в начале 70-х он вел самые модные дискотеки в Москве.

"Надо сказать, что после войны в Америке и отчасти в Европе, экономические дела обстояли очень хорошо. Стало очень много богатых людей, у всех появились холодильники, автомобили, телевизоры. В то же время остались вечные проблемы, касающиеся власти и морали, они зашли в кризис. Была война во Вьетнаме, гонка ядерных вооружений, присущие всем властям грабеж, ложь, лицемерие. И просто молодые люди бузили. Потом начали складываться элементы философии", — рассказывает Троицкий.

Артемий Троицкий. Фото: ИТАР-ТАСС

Месседж для общества

Мария Гаврилина попала в Систему в 14 лет. Только настоящую ее фамилию никто не знал, для всех она была просто Мария с Арбата. Став знаменитой писательницей, она возьмет себе псевдоним Арбатова.

"Любой хиппи мог подойти в любое культовое место, где они кучковались, и это называлось "вписаться на флэт". Он мог приехать с любого конца Советского Союза, и сказать: "Чуваки, мне негде ночевать!". И его тащили, кормили, слушали вместе с ним музыку. Я, как любой протестный подросток, туда влилась, и начала переодеваться, потому что основной "месседж" обществу хиппи давали своей идиотской одеждой, за которую нас хватали, тащили в милицию, мальчиков били, девочек пугали", — утверждает Арбатова.

"Месседж", который дают хиппи, общество шокирует. Для обывателей они просто бездельники, хулиганы, тунеядцы. Быть хиппи по тем временам смело и опасно.

"Вязались майки в обтяжку с бахромой, фенечки делались, ленточки одевались на голову, "чтобы крышу не снесло". Но у многих уносило. В знак протеста молодые люди пытались ходить босиком, их хватала милиция. В метро их не пускали, они подходили к эскалатору, доставали вьетнамки (среди зимы!) и бодро шли. Но население было настолько агрессивно послушное, что готово было само растерзать этих людей. Даже менты бы не спасли", — говорит Мария Арбатова.

Как раз милиции дела до них не было. Полковник Евгений Черноусов вспоминает, что хиппи считались безобидными. Мало кто знает, что они хоть и вели свободный образ жизни, путешествовали по Союзу автостопом, но все стояли на учете по месту прописки, и строго докладывали о своих передвижениях. Хлопот не доставляли.

"Они были страшно далеки от народа, народ их не понимал. И так как они, в основном, не совершали преступления, для милиции они не представляли никакого оперативного интереса, а вот для КГБ – да. За Юрием Бураковым в КГБ охотились давно. Заполучить и завербовать главаря Системы – лучший способ ее контролировать. Буракова пугают, грозятся посадить за наркотики. Он соглашается сотрудничать. Первая облава на хиппи произойдет уже через неделю", — рассказывает Черноусов.

Мария Арбатова. Фото: ИТАР-ТАСС

"Взяли его по классической схеме. Грубо говоря, агент КГБ, который был в свое время завербован на том же самом, – продавал ему очередную дозу наркотика. Хотя бытует легенда, что это была травка, на самом деле это было сильнодействующее вещество, которое входило в аптечки гражданской обороны. Соответственно, у него был небольшой выбор: сесть в тюрьму, либо пойти на сотрудничество", — говорит сотрудник ФСБ России Александр Максимов.

Не помогли и семейные связи. Отец Буракова – крупный военный чиновник, младший брат – комсомольский лидер, Юрий – паршивая овца в семье. Долгое время ему удается, как Остапу Бендеру, проворачивать многоходовые, сложные для того времени, операции. Зарабатывает он скупкой валюты и спекуляцией. Деньги обычно пропивают всей компанией.

"В августе родители уезжали на юг, у меня трехкомнатная квартира в доме на Каретном была свободна. И Солнце у меня обычно жил, и еще несколько человек из этой компании: Машка Штатница была яркая девочка, Колтыгин, Муха. После того, как хиппи съехали, родители вернулись. Я показываю свой трофей – купил у Солнца за 25 рублей новый батен-даун, такую рубашечку с воротником на пуговицах, и T-short с короткими рукавами, и говорю своему отчиму: вот какая классная рубашка! На что он отвечает, конечно, классная, я ее сам купил. То есть, Солнце взял ее из шкафа, и мне же ее и продал", — говорит Александр Липницкий.

Свобода и независимость

Хиппи пропагандируют свободу во всем: поведении, одежде, взглядах. Однажды они устроили спонтанную акцию, после которой гудела вся Москва. Сегодня ее назвали бы флешмоб.

"Такая была фенька, когда девушки выбросили все бюстгальтеры. Это было совершенно потрясающе, потому что во всех ВУЗах шла проверка – есть на тебе бюстгальтер или нет. Преподаватель не начинал лекцию, пока не просматривал все пространство. Вы поймите, не было соответствующей статьи. Милиция хватала, и говорила девочке: "Мы тебя укатаем по статье за проституцию". На что мы отвечали: "Гинеколог подтвердит мою девственность (все были из продвинутых семей), а вы закрылись со мной в кабинете, значит хотите ко мне приставать". Тут с милиционером случался шок, он открывал дверь, и кричал: "Нет, заберите ее, уведите!", — рассказывает Мария Арбатова.

Под влиянием хиппи происходит сексуальная революция. Они популяризируют этническую моду, вегетарианство, альтернативную службу в армии. Благодаря хиппи, появился бум на рок-музыку, зарождается она и в СССР.

"Весь тот классический рок, который миллионы людей до сих пор во всем мире слушают. Это и Джимми Хэндрикс, и Фрэнк Заппа, и The Doors, Pink Floyd, Deep Purple. Это все результат огромного хиппового импульса. Что касается наших хиппи, они были в большой степени склонны к подражательству. У нас была масса рок-групп, и они все были очень живописные, с длинными волосами, с бусами, в разноцветных рубашках. В 1972 году я впервые увидел Андрея Макаревича. Он был в фирменной разноцветной рубашке, сшитой из разных лоскутков, ботинки, которые назывались "плейбой", — высокие замшевые ботинки с бахромой. В плане музыки все было намного скучнее", — вспоминает Артемий Троицкий.

Читайте также:  Сколько лет живут волнистые попугаи дома

Поэт и кинопродюсер Александр Лебедев согласен, что большинство советских хиппи были подражателями. Сам он вырос среди музыкантов в доме, где жил Бернес, Высоцкий с Мариной Влади, и артисты Большого театра.

"Мы, конечно, все были ряженные хиппи. Мое поколение — 1957-58 годы. Мы были маленькие, и к настоящим хиппи имели опосредованное отношение. Те были деклассированые, просили деньги, фарцевали. А мы были из приличных семей, скорее пришли к протестному движению. Мы любили западную музыку, субкультуру, которую видели в иностранных журналах и фильмах. Как очень немногие в то время приходили в православие, так и в ряды так называемых хиппи, потому что очень не нравилась комсомольская организация и советская власть", — рассказывает Александр Лебедев.

Во дворе дома, на глазах у родителей, молодежь не любила собираться, гуляли чаще в центре Москвы. Излюбленная улица Горького, ныне Тверская. Хиппи встречались у памятника Пушкину и в подземных переходах.

"От предыдущего поколения пижонов, стиляг осталось название "стрит" – это участок улицы Горького от Маяковки до трубы (это подземный переход, который сейчас под Манежной площадью проходит). Был тогда популярный поэт нашей тусовки, а теперь, недавно назначенный главный режиссер, или художественный руководитель Драматического театра Станиславского, Борис Юхананов. Он писал короткие (это было их основное достоинство) стихи. На эту тему у него было выражение: Со стрита на квадрат, и с квадрата на стрит – вам это что-нибудь говорит?", — вспоминает Лебедев.

Борьба с советским строем

У хиппи складывается свой сленг. Частично, это слова из английского языка, частично – из криминального жаргона.

"По языку, по возможности изъясняться своими словами, люди определяли принадлежности к группам. Естественно, "хайер", "ксивник" — это то, что на шею вешают, сумочка с документами. Конечно, фенечки, которыми украшали запястья. И масса других, "хата", "вписаться", — говорит социолог Павел Романов.

Художник Сергей Сольми к прежним хиппи не относится, он из более молодого поколения, герой 80-х. Его выставки запрещали и закрывали сотрудники КГБ. Сегодня он продолжает традиции Системы, каждый год организует фестивали хиппи. Возможно, без него это массовое движение сошло бы на нет.

"С детства самое печальное событие было, когда меня вели в парикмахерскую. То же самое было в советской школе: давали денег, чтобы я шел стричься и до тех пор не возвращался. Это было ужасно. Это я уже позже узнал, что в Древней Греции все свободные граждане имели длинные волосы, стригли только рабов. Это самый простой, механический способ подавления человека психологически. Этим до сих пор пользуются в армии и в тюрьме – человек очень плохо чувствует себя. Мне всегда хотелось, чтобы в волосах играл ветер", — считает Сергей Сольми.

Обязательный сбор или "сейшен" хиппи устраивают 1 июня — ко Дню защиты детей. Хотя эта дата омрачена событиями 1971 года, когда их Систему предал Юрий Бураков, их Солнце.

"Надо понимать, в какое время это все происходило. В 1971 году в эти даты начал готовиться первый официальный визит американского президента. И уже тогда начал прорабатываться сценарий, что в 1980 году в Москве будет Олимпиада, к ней уже готовились спецслужбы, это была совместная операция КГБ и МВД и специальных отрядов комсомольских дружин. Это была репетиция по очистке города от нежелательного элемента", — утверждает Александр Максимов.

Едва группа хиппи приблизилась к американскому посольству, как их тут же со всех сторон окружают. Они даже не успевают поднять свои плакаты "Мир во всем мире", как им заламывают руки и кидают в милицейские машины. Акция закончилась, не успев начаться. Хиппи понимают: их подставили.

"Это была подстава то ли КГБ, то ли Юры Солнышка. Кого-то посадили в тюрьму, кого-то отправили в армию, кого-то выгнали из ВУЗов, посадили по психушкам. Когда я рассказываю, что меня за джинсы хватали, кидали в милицейский УАЗик и били, они не верят, говорят, наверное, ты что-то путаешь, но это было так", — рассказывает Мария Арбатова.

Окруженные, но не сломленные

Обычно хиппи удавалось уйти. Едва они замечали активность милиции вокруг них, сразу сбегали. У них даже были специальные ходы, которыми можно было добраться прямо до дома.

"Начинается шмон, приходят либо хулиганы с провокациями, либо милиция с четким желанием переписать, узнать, что это за волосатые негодяи, тогда есть куда убежать. Эти полупустые подъезды – можно было убежать от площади Пушкина до театра Станиславского и Немировича-Данченко. Там несколько дворов, подъезды с подвалами, подземными ходами. Сейчас они стали известны диггерам, а в наше время можно было дойти от Пушкинской до Петровки абсолютно легко под землей", — Александр Липницкий.

Практически в первозданном виде Система хиппи сохранилась только в Дании. Там, в пригороде Копенгагена, существует целое государство в государстве, Христиания. Их лозунг: "Все хиппи! Занимайтесь любовью, а не войной!".

"В Христиании я побывала уже во взрослом возрасте. Это околоток, который незаконно заняли хиппи, им там дали возможность спокойно жить и растить детей. И когда я, бывшая хиппи, увидела этих уродов, девушку на велосипеде с тремя разными детьми, она не понимала, от кого она их рожала, я хотела ей ударить по башке и лишить материнства тут же, по всем статьям", — вспоминает Мария Арбатова.

Сегодня, бывшие советские неформалы – это авторитетные люди в мире искусства. Пройдя школу хиппи, они по-другому взглянули на себя и окружающий мир. Мир изменился, на смену хиппи пришли новые Системы – панки, готы, эмо.

1967 год. Фото: ИТАР-ТАСС

"Основание этой системы, и об этом многие пишут, образ жизни, словечки, они интегрированы в нашу повседневность. Мы, люди, которые к хиппи не относимся, часто используем слова, которые пришли оттуда. Они стали частью культуры, многое из одежды растворилось среди людей, в обычных, неэкстримных манерах поведения. Но в чистом виде хиппи сейчас трудно встретить", — считает Павел Романов.

А кто-то в этом мире и остается, меняя время от времени цвет волос, по-прежнему эпатируя окружающих.

"Хиппи – это состояние души, некое мировоззренческое состояние. Свобода априори. Всегда напрягали люди, которые считают, что знают, как мне надо жить", — утверждает Сергей Сольми.

После той акции у американского посольства, Юрий Бураков потерял свой авторитет. Он по-прежнему хипповал, бродил по всей стране, пока не сгинул. До сих пор никто не знает, что с ним случилось на самом деле. Одни говорят, что умер в 43 года от припадка эпилепсии прямо на улице, другие – что стал художником, но был не востребован, и покончил жизнь самоубийством. И только легенды о нем продолжают жить.

Хиппи

Современный хиппи на фестивале «Российская Радуга», Нежитино,
август 2005 года
Возникновение 1965
Годы расцвета 1965—1968 [1]
1967—1971 [2]
Направленность идеологическая,
музыкальная
Распространение Европа
Америка
Азия
Элементы
Психоделический рок
Пацифизм и ненасилие
Свободная любовь
Родственные
Битники
Настоящие хипстеры
Растаманы

Хи́ппи (англ. hippie или hippy; по одной из этимологических версий, происходит от разг. hip или hep — «понимающий, знающий», по другой — от happy (счастливый) [ источник не указан 259 дней ] ) — философия и субкультура, изначально возникшая в 1960-х годах в США.

Расцвет движения пришёлся на конец 1960-х — начало 1970-х годов. Первоначально хиппи выступали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Один из самых известных лозунгов хиппи: «Make love, not war!», что означает: «Занимайтесь любовью, а не войной!».

Обычно считается, что хиппи верят в следующие положения:

  • человек должен быть свободным;
  • достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;
  • поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность;
  • красота и свобода тождественны друг другу и что реализация того и другого — чисто духовная проблема;
  • все, кто разделяют сказанное выше, образуют духовную общину;
  • духовная община — идеальная форма общежития.

Тем не менее, у хиппи не существует чётко сформулированного символа веры, который уже в силу своей точной формулировки был бы противоречием в определении.

Содержание

История [ править | править код ]

В 1940—1950-х годах в США среди представителей «бит-поколения» существовал термин хипстеры, обозначавший джазовых музыкантов, а затем и богемную контркультуру, которая формировалась вокруг них. Культура хиппи в 1960-х годах развилась из бит-культуры 1950-х параллельно развитию рок-н-ролла из джаза. Одним из передовых и известных сообществ хиппи было сообщество «Весёлые проказники», о котором Том Вулф пишет в книге «Электропрохладительный кислотный тест».

Первое использование слова «хиппи» зафиксировано в передаче одного из нью-йоркских телеканалов, где этим словом была названа группа молодых людей в майках, джинсах и с длинными волосами, протестующих против вьетнамской войны. В то время было популярным сленговое выражение «to be hip», означавшее «быть в курсе», «быть „мировым“», а нью-йоркские сторонники контркультуры из Гринвич-Виллиджа назывались «hips». В данном случае телевизионщики использовали слово hippie уничижительно, намекая на претензии намеренно плохо одетых демонстрантов, пришедших из пригородов Нью-Йорка, быть hips. [ источник не указан 2844 дня ]

Читайте также:  Признаки любви у мужчин

Началом движения хиппи можно считать 1965 год в США. Основным принципом субкультуры являлось ненасилие (ахимса). Хиппи носили длинные волосы [3] , слушали рок-н-ролл (в особенности «I Got You Babe» Сонни и Шер), жили в коммунах (самые известные ныне коммуны находились в Хайт-Эшбери, районе Сан-Франциско, позже в Дании — Свободный город Христиания), путешествовали автостопом, увлекались медитацией и восточной мистикой и религиями, главным образом дзэн-буддизмом, индуизмом и даосизмом, многие из них были вегетарианцами. Имели также место «Jesus movement» и «Jesus Revolution» (рок-опера Иисус Христос — суперзвезда 1970 года). Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а также использовали лозунг «Flower Power» («сила», или «власть цветов»), их стали называть «детьми цветов».

Пик популярности движения пришёлся на 1967 год (так называемое «лето любви»), когда были выпущены неофициальные гимны хиппи — «San Francisco (Be Sure to Wear Flowers in Your Hair)» (автор — Джон Филлипс из The Mamas & the Papas, исполнялась певцом Скоттом Маккензи), «All You Need Is Love» и «She’s Leaving Home» The Beatles. Музыкальной проекцией движения стала психоделическая музыка. В 1967 году в Нью-Йорке состоялась премьера психоделического мюзикла «Волосы», участники которого появлялись на сцене обнажёнными: с движением хиппи связана популяризация нудизма.

Несмотря на закат хиппи-движения в мировом масштабе, его представителей до сих пор можно найти во многих странах мира. Некоторые идеи хиппи, казавшиеся в 1970-е годы консервативным обывателям утопическими, вошли в менталитет современного человека.

Символика хиппи [ править | править код ]

Культура «хиппи» имеет свою символику, признаки принадлежности и атрибуты. Для представителей движения хиппи, в соответствии с их миропониманием, характерно внедрение в костюм этнических элементов: бус, плетённых из бисера или ниток, браслетов («фенечек») и прочее, а также использование текстиля, окрашенного в технике «тай-дай» (или иначе — «сибори»).

Примером могут служить так называемые фенечки. Эти украшения имеют сложную символику. Фенечки разных цветов и разных узоров обозначают разные пожелания, изъявления собственных музыкальных предпочтений, жизненной позиции и т. п. Так, чёрно-жёлтая полосатая фенечка означает пожелание хорошего автостопа, а красно-жёлтая — признание в любви. Следует отметить тем не менее, что эта символика трактуется в разных местах и тусовках произвольно и совершенно по-разному, и «хиппи со стажем» не придают ей никакого значения. Распространённые тексты типа «Значения цветов в фенечках» считаются уделом так называемых «пионеров» (то есть начинающих) и в среде опытных, как правило, вызывают ироническую реакцию. Джинсы стали «фирменной» одеждой хиппи.

Российская исследовательница молодёжных движений Т. Б. Щепанская установила, что «системная» символика напоминает голограмму — даже из небольшой её части, как из семечка, вырастает всё богатство неформальной культуры. [4] [5]

Лозунги хиппи 60-х [ править | править код ]

  • «Make love, not war» («Занимайтесь любовью, а не воюйте!».)
  • «Off The Pig!» («Выключи свинью!») (игра слов — «свиньёй» назывался пулемет M60, немаловажный атрибут и символ Вьетнамской войны)
  • «All You Need Is Love!» («Всё, что тебе нужно, — это любовь!») (название песни The Beatles)
  • «Hell No, We Won’t Go!» («Ни черта мы не уйдём!»)
  • «Give Peace A Chance» («Дайте миру шанс») (название песни Джона Леннона)

Коммуны [ править | править код ]

Коммуны (общины) хиппи — главная форма их самоорганизации, где хиппи могут жить на собственный лад при поддержке общества и где соседи терпимо относятся к ним. Обычно это незаселённые и пустующие дома (самовольное вселение, т. н. сквоттерство) в городах, либо усадьбы в лесах вдали от цивилизации.
Наиболее известные коммуны:

В настоящий момент коммуны хиппи имеются на Ивисе, Гоа, Бали, в Марокко и пр. Общины бывших хиппи, построенные на принципах коммуны, сохранились и в США, где, собственно, движение детей-цветов пережило свой истинный расцвет. В остальном же хиппи обратились к более традиционной практике сквотов и тусовок на хипповском флэте или «рэйнбоу-клубе».

Хиппи и наркотики [ править | править код ]

Относительно роли галлюциногенов хиппи придерживаются двух мнений [ кто? ] . Согласно и первому и второму взгляду, психоделики способствуют «расширению сознания», создают условия, в которых человек начинает осознавать в себе наличие «души». Разногласия существуют лишь в вопросе о том, является ли наркотическое опьянение необходимым и достаточным условием или только одним из возможных средств «расширению сознания», для обретения «ви́дения».

Согласно первой интерпретации, тот, кто не вполне принял и усвоил опыт психоделических трипов, остается чужд «ви́дению» и, следовательно, не способен признать истинность идеологии хиппи. Затем, с той же точки зрения, любой, прибегнувший к психоделикам по необходимости, обретает «видение» в его идеологически фиксированной форме. Неудачный или катастрофический опыт галлюцинаций в таких случаях объясняется какими-либо обстоятельствами: «видение» было истинным, но новичок оказался неподготовленным к его правильному пониманию, или был слишком тесно связан с «обычным миром», или находился в неподходящем окружении, помешавшем «правильному» воздействию психоделика.

Согласно другому, более распространенному мнению, прием психоделиков не является идеологическим императивом: психоделики — только одно из средств, помогающих разрушить границы привычного восприятия, но сами они не преображают личность: «Хотя „кислота“ не имеет ценности сама по себе, не делает вас ни святым, ни добрым, ни мудрым, а всего лишь одурманенным, её можно использовать достойным образом. Она может быть воспитательным средством — с её помощью можно кое-чему научиться». С этой точки зрения, помимо психоделиков, существуют и другие способы достижения «ви́дения»: медитация, восточные культы и до некоторой степени «западная» религия. В соответствии с такой интерпретацией нет никаких гарантий насчёт того, что именно человек обретет под действием галлюциногена: «видение» ли, которое лежит в основе исповедуемой идеологии, или «видения», совершенно не совместимые с этой идеологией.

Однако, независимо от описанной разницы во мнениях, некоторые хиппи считают, что приём психоделиков непосредственно связан с идеологическими предпосылками, на которых основано их движение. [6]

Хиппи и политика [ править | править код ]

Если под политикой понимать выборы, заседания, голосования и продвижения по службе, то хиппи изначально аполитичны. Живя вне «цивильного» общества, в мире, основанном на любви, дружбе и взаимопомощи, хиппи предпочитают менять мир своим творчеством, в том числе творчеством социальным.

Идея революции сознания в чём-то продолжает идеи рюкзачной революции битников — вместо изнурительных политических дебатов и вооружённых столкновений предлагается уход из дома и общества, чтобы жить среди людей, придерживающихся твоих убеждений.

В США Джерри Рубином, Эбби Хоффманом и Полом Красснером в 1967 году было основано движение Йиппи (от аббревиатуры YIP — англ. Youth International Party — международная молодёжная партия). Йиппи представляли собой гремучую смесь хиппи и новых левых, сотрудничали с «Чёрными пантерами» и устраивали многотысячные марши и демонстрации. Самой известной их акцией, вызвавшей бурный резонанс в обществе, считается выдвижение от своей партии кандидата на пост президента США. Этим кандидатом была свинья по имени Пигасус (Свинтус) [7] .

Опыт театральной герильи Эбби Хоффмана можно сравнить с «Маршем Любви» в советской Москве, когда советские хиппи вышли на улицу голышом, но были задержаны милицией. Советские хиппи были культурно связаны с диссидентской средой. Многие были недовольны коммунистическим режимом и его идеологией, другие просто хотели жить вне политизированного строя.

Хиппи в СССР [ править | править код ]

Представителей субкультуры хиппи (в просторечии — хиппари, хиппаны, хиппанутые) в конце 60-х — 70-х годах легко можно было отыскать почти в каждом крупном городе СССР, на т. н. «тусовках» (или «тусовочных местах»). К примеру, в Москве — «Психодром № 2», «Фрунзенский садик» (улица Знаменка), «Пушка» (площадь Пушкина), Арбат или «Гоголя» (Гоголевский бульвар), в Ленинграде — «Сайгон» (кофейня на Невском), «Казань» (площадь перед Казанским собором), в Киеве — Андреевский спуск и др. Приехавший в город иногородний «пипл», отправившись вечером на место тусовки, мог всегда рассчитывать на обретение там новых друзей и «вписки» (размещения на врем. проживание, у кого-либо из знакомых).

Советская (русская) культура хиппи сформировала свой сленг на основе английского языка и арго. Например: «ксивник» (от «ксива» — документ) маленькая сумочка для переноски сего документа), «хайратник» (или «хаератник», от «хаер» — волосы), ленточка на лбу (по легенде — чтоб «не срывало крышу»), «фенечка» (браслет из ниток, кожаных полосок или бисера, дарится «на память» или друзьям, существует символика фенечек) и другие [8] .
Немного примеров слов хиппового сленга, которые пережили время и остались в активном употреблении и поныне: «вписка», «герла», «пипл», «сейшен», «трасса», «цивил», «пионер», «олдовый», «флэт»…

Вот коротенький пример диалога, избыточно перенасыщенного сленгом хиппи среза примерно конца 80-х годов:

Пипл вписывается к герле. Она говорит:Только бед у меня один, а на граунде найтать ты колданешься, придется нам на нём вдвоем плэйсоваться. Только на фак меня не подписывай, ладно?
Мэн (устало):Лет ит би. Ну а ты вообще как, подписываешься?

Герла:Ну вот, уже подписал!

Читайте также:  Цветотип лето какой цвет волос подходит

Помимо внешней атрибутики — «фенечек», к культуре хиппи относится также фольклорная традиция «заморочек». В основном это песни, стихи и «телеги», забавные истории из жизни системы. Одно из традиционно хипповых занятий — «аск» (от англ. ask — просить, спрашивать), попрошайничество. Обычно это собирание денег с проходящих сограждан. В СССР это было опасным и подсудным делом, но сейчас «а́скерами» часто называют уличных музыкантов — играющих не из романтических убеждений, а просто по нужде. Для такого «хиппового» образа жизни существовал специальный термин — хипповать, означающий внешнее и внутреннее состояние и поведение человека, с соответствующей атрибутикой (также нередко во время длительного безденежья в жизни), и обязательно лёгкое, ненапряжное отношение к такому состоянию.

Появившись на исходе «хрущёвской оттепели», субкультура хиппи в СССР, известная под самоназванием «Система», была распространена среди весьма немногочисленных представителей молодёжи. В массовом сознании слово «хиппи» вызывало ассоциации скорее негативные — «хиппи» воспринимался как неопрятно одетый молодой человек с длинными волосами, бездельник, выпивоха и наркоман, часто аполитичный и безыдейный, — противопоставление культивировавшемуся тогда образу «советского человека», «строителя коммунизма» — опрятно одетого и коротко подстриженного, целеустремлённого, обладающего чёткими политическими воззрениями по поводу «линии партии». О существовании представителей «хиппи» не только за границей, но и в СССР можно было узнать только из критических статей в центральной прессе начала 70-х.

С активными хиппи проводили «профилактические беседы» сотрудники КГБ [9] .

1 июня 1971 г. московские хиппи организовали демонстрацию против войны во Вьетнаме у посольства США. По слухам это им провокационно предложили сотрудники КГБ. Но когда около 150 молодых людей собрались во дворе исторического факультета МГУ, чтобы отправиться к посольству, их посадили в автобусы и развезли по разным отделениям милиции. Часть были приговорены к краткосрочному аресту по обвинению в «мелком хулиганстве», остальных освободили. Но затем многие из них были исключены из институтов и призваны в армию, некоторых принудительно поместили в психиатрические больницы [10] Эти события показаны в фильме «Дом Солнца».

В 1982 году яркий представитель московских хиппи художник Сергей Батоврин основал Группу за установление доверия между СССР и США. В том же году другие московские хиппи, Юрий Попов и Сергей Троянский, основали пацифистскую группу «Свободная инициатива».

Современность [ править | править код ]

В настоящее время в России существует несколько творческих объединений хиппи:

  • Арт-группа «Фризия» (старейшая в Москве, художники).
  • Творческое объединение «Антилир» (Москва).
  • Ассоциация музыкантов «Время Ч» (Москва).
  • «Коммуна на Пражской», Москва (занимающаяся сетевым хиповым домом, она же fnb-хиппи-группа Magic hat).

Хиппи входят в состав fnb-групп Челябинска, Владивостока, Питера, Москвы и др.

Существенным элементом, сохраняющим связь людей внутри субкультуры, являются также традиционные собрания хиппи. Одно из самых крупных в настоящее время в России — это «российская Радуга», возникшая в начале 1990-х по мотивам традиции Rainbow Gathering, появившейся в конце 60-х и восходящей к американским хиппи. Ещё пример массового стихийного собрания — летнее собрание неформалов вблизи водопада Шипот на Украине. Традиционными стали также ежегодные встречи хиппи в Москве 1 апреля «на Гоголях», и 1 июня — в Царицынском парке.

В настоящее время тусовки на улицах не имеют такого значения, как в былые времена, и являются скорее временным прибежищем для совсем молодых хиппи. Кроме того, они сильно дифференцированы и разбавлены представителями иных субкультур, включая всевозможных готов, эмо, байкеров и пр. Сейчас же жизнь современного состояния субкультуры — это круг близких друзей, или «неформальные» кафе/клубы как места встречи. Также большое значение играют интернет-сообщества, в частности, ЖЖ (ранее — фидо-конференции, в частности, знаменитая фидошная эха Hippy.Talks, видимая в иерархии Релкома как fido7.hippy.talks). Такое перенесение акцентов хиппи-культуры с уличных тусовок в сеть вызвало к жизни термин киберхиппи.

Символика и культура хиппи послужили основой для многих других отечественных молодёжных субкультур (разговорные языки готов и рэперов, например, представляют собой творчески искажённый хипповый сленг). Ролевики носят фенечки (иногда с «закосом» под «олдовых хиппи»), придавая им порой совершенно иной, нежели подразумевают традиции хиппи, смысл и ценность.

Сленг хиппи (напр. «хайратник») используются в ролевых играх как отдельные термины [ источник не указан 2815 дней ] . Хайратник в данном контексте — повязка, как правило, однотонная, сделанная из подручного куска ткани, которая надевается с целью четко обозначить статус, реже — принадлежность игрока. Наиболее распространенная форма — белый хайратник, обозначающий мертвого или невидимого персонажа. [ источник не указан 2657 дней ]

В субкультурах-наследниках хиппи сохраняется и термин «хипповать». [ источник не указан 2657 дней ]

Эпоха хиппи — эпоха пацифизма, сексуальной революции, единения с природой, вегетарианства, обращения к этнике и взрыв цвета.
Поскольку хиппи не работали и им не нужен был классический деловой костюм, то они подбирали одежду, которая годилась для путешествий, отдыха на природе и практически создали наше представление о стиле casual, в гардеробе которого джинсы, свитера, футболки, длинные юбки. Благодаря хиппи в моду вошли дубленки, которые привозили из Афганистана и этнические жилеты.
Одежда хиппи была яркой и подчеркивала название "дети цветов". Цветы носили в волосах, они были на принтах платьев. Символ получил известность в ходе событий 1969 года в Беркли, штат Калифорния. Университет снес ряд зданий с целью создания парковок, но хиппи организовали горожан на то, чтобы выйти дружно и засадить кусок земли кустарниками и цветами. Лозунг "Пусть цветут тысячи парков" именно от тех событий. Власти пытались навести порядок, а хиппи вставляли цветы в дула ружей полицейских и солдат. Разумеется мода откликнулась тогда интересом к цветочным мотивам.
Яркий цвет — символ свободы тогда был в почете. Поэтому яркая гамма этого лета нам напоминает моду того времен

Guj Laroche. 1971

Вот и прорези, которые так модны нынче.

Мик и Бьянка Джаггер в день свадьбы.

И радуга, модная в этом летнем сезоне тоже тогда была.
Пьер Карден для Майи Плисецкой. Костюм "Радуга". Тоже вариант джеллабы, еще и со штанишками в духе восточной одежды.

Еще один источник вдохновения для стиля хиппи — одежда ковбоев.

Марыля Родович в кантри.

Оттуда пришли в моду деним, замша, которая тоже в тренде этим летом, отделка бахромой. В рамках стиля еще присутствует белое романтическое короткое платье.

Alberta Feretti — 2015

Ralph Lauren, зима 2015

Этнические пончо.
Angelo Marani- 2015

Burberry, зима 2015

Прекрасным "путеводителем" по стилю кантри в современной трактовке может быть недавняя коллекция дома Chanel , смотреть здесь : http://vita-colorata.livejournal.com/610712.html

Поскольку жизнь хиппи была бедной, то пэчворк , заплатки, перекрашенная одежда были необходимы. И они тоже пришли в моду. Стали популярны окрашивание в технике "шибори" и "тай-дай" маканием в красящий раствор завязанной узелками одежды.
Эмилио Пуччи, лето 2015

Позднее на основе моды хиппи возник стиль гранж, узаконивший дырки в одежде и эффекты поношенности.
Из тех же лет пришла идея сочетания несочетаемых рисунков на тканях.
Dries van Noten, лето 2015

Вязание на спицах и крючком было способом одеться незатратно. Благодаря хиппи в моду вошли длинные шарфы с кистями и бахромой, вязаные шапочки. Шарф 70х должен был быть очень длинным.

Рукоделие тогда переживало взлет еще и потому, что в 60е был культ "сделать свою собственную вещь". Книги по народному творчеству пользовались большим успехом, женщины с удовольствием шили и вязали дома.

Рукодельными могли быть даже свадебные платья.

В это время трикотаж ручной работы дошел до подиума.
Ив Сен-Лоран, костюм невесты.

Сейчас многое кажется очень примитивным, но в свое время эти платья казались модными и красивыми.

Michael Kors -2015

Melissa Odabash -2015

Paul@Joe, лето 2015

Эти вязаные платья по прежнему вдохновляют дизайнеров.

Эмилио Пуччи — лето 2011

Платье из фильма "Врожденный порок" вполне в стиле времени.

Очень популярное платье, связанное углами.

Giles, лето 2015

Вязание повторяло модные рисунки на тканях зигзагами и полосками.

Трикотажные рисунки уголками подвигли чету Миссони на создание в то время своего знаменитого полотна Миссони.

Винтажное пончо 70х

То, что Миссони предпочитали тогда, да и позже, яркие сочетания цветов говорит не только о том, что южная итальянская природа провоцирует яркие краски, у некоторых итальянских дизайнеров очень сдержанные цветовые сочетания. Фирма Миссони родилась в те времена, когда яркий цвет был популярен.

Еще один текстильный дизайнер, чье творчество родом из 70х — Каффе Фассетт. Он начал с таких вот пальто. И в них хорошо заметен крой модного тогда "кафтана" с выделенной кокеткой и большими присборенными рукавами.

Каффе всю жизнь предан игре с цветом.

Модная штучка из 70х — вязаная крючком жилетка. Эти летом она снова появилась в коллекции от Prada.
Ив Сен-Лоран в вязаной жилетке и модель от Прада. Можно отметить еще сочетание несочетаемого в обоих случаях.

Ссылка на основную публикацию
Хафтор бьернсон рекорды
Хафтор Бьёрнссон Hafþór Júlíus Björnsson Личная информация Пол мужской Страна Исландия Специализация Пауэрлифтинг (Силовое троеборье) Клуб KR men's basketball [d]...
Фото брюнеток со спины дома
Фотографии брюнеток на аву, девушки сфотографированы со спины, иногда видна спина, иногда видны только плечи сзади. Смотрите ещё подборки фотографий...
Фото в стиле хип хоп
Please complete the security check to access pixabay.com Why do I have to complete a CAPTCHA? Completing the CAPTCHA proves...
Хафтор бьернсон с братьями
Хафтор Бьёрнссон Hafþór Júlíus Björnsson Личная информация Пол мужской Страна Исландия Специализация Пауэрлифтинг (Силовое троеборье) Клуб KR men's basketball [d]...
Adblock detector