Одежда детей на руси

Одежда детей на руси

Одежда русских крестьян была очень практична в изготовлении и носке, как и всякая традиционная одежда. В то же время каждая деталь русского костюма имела мифологическое обоснование и объяснение — например, почему используется тот или иной цвет, форма, размер. А особенности кроя, украшения и выбор материала сообщали о социальном статусе и имущественном положении носившего костюм. В социальном плане ребенок в русской деревне считался существом незрелым, то есть не имеющим прав и обязанностей взрослого члена общины, до момента вступления в брак. Поэтому одежда детей заметно отличалась от одежды взрослых — и тем сильнее, чем младше был ребенок.

Одежда младенцев

При рождении ребенок получал свою самую первую собственную вещь — пояс. Пояс надевался сразу после обрезания пуповины, прямо под пеленки — на голое тело. Символически это понималось как защита от сглаза и злых духов, необходимая ребенку до крещения, потому что пояс образует вокруг тела круг — древнейший защитный символ. Младенческий пояс мог быть просто шерстяной нитью, которую мать выпряла во время беременности. Носить его следовало до тех пор, пока ребенок не начинал ходить. Пеленки же изготовлялись из старой одежды родителей, причем для девочки — из рубахи матери, а для мальчика — из рубахи отца. Это означало продолжение и поддержание той связи, которая была у матери с плодом во время беременности.

Нужно отметить, что для крестильной рубашечки требования были особые: холст брался обязательно новый, и рубашечка украшалась цветными детальками и (если позволял достаток семьи) золотым шитьем. Правда, обычная вышивка не допускалась, потому как несла языческую символику. Крестильные рубашечки хранились в семье, но по наследству не передавались.

Одежда малышей

Когда ребенок начинал ходить, ему шили длинную (до колен или середины икры) белую, не украшенную ничем рубаху — конечно же, подпоясаную. В таких рубахах ходили и мальчики, и девочки лет до 6-7.
Никакой другой одежды у детей не было: ни штанов у мальчиков, ни юбок-сарафанов у девочек. Детские рубахи шились или перешивались из старой одежды родителей или старших сестер-братьев. С практической стороны удобство такой одежды для маленького ребенка очевидно (особенно при отсутствии памперсов). Символически же белая, без вышивок и оторочек рубаха трактовалась как знак того, что ребенок (точнее, его душа) только недавно пришел на землю из Ирия (Рая), и еще не успел “запачкаться” грехами земной жизни.

Верхней (уличной) одежды у детей этого возраста также не было. Если малышу нужно было зимой перебежать из избы в избу поиграть с друзьями, то он просто накидывал полушубок старших сестер-братьев, на ножки надевал их валенки, и в таком виде перебирался через улицу.

Одежда отроков

По достижении ребенком 7-8 лет он переходил в другую возрастную и социальную категорию — из младенцев в отроки. Отроками считались дети до 14-15 лет. Одежда в этом возрасте приобретала половые различия. Мальчики получали порты (штаны) и картузы. Девочки начинали носить более длинные (до щиколотки) и уже украшенные рубахи. Кроме того, они получали первые бусы, которые тоже являлись оберегом — все тот же круг, как и пояс. Также в этом возрасте девочкам протыкали уши и дарили первые серьги. В качестве верхней одежды девочки и мальчики получали балахоны (мы бы сейчас определили балахон как легкий плащ-пыльник из белого холста или пестрядины).

Одежда молодежи

В 15 лет человек считался созревшим для вступления в брак. Одежда молодежи брачного возраста своей пышностью, сложностью и обилием модных деталей отражала избыток жизненной энергии, которым, как считалось, должен обладать молодой человек или девушка, чтобы продолжить род.

Парни брачного возраста носили красные, расшитые вышивкой или золотой тесьмой рубахи. Рубахи шились из дорогого и модного материала: фабричного кумача или даже шелка. Штаны парней делались из молескина (фабричная хлопчатобумажная ткань с легким начесом), дорогого сукна, а то и плиса (также хлопчатобумажная ткань, но имитирующая бархат). Пояса становились широкими, яркими и украшенными символами плодородия.

Интересно, что как только парень высватывал себе невесту, то его рубаха становилась белой (белый цвет символизировал переход из одного социального состояния в другое : в момент перехода около человека истоньшается граница миров, и на него снова, как в детстве, начинает отблескивать свет Ирия).

Кроме того, молодые парни обязаны были включать в свой костюм различные «модные» (читай — городские) детали: жилетки, тросточки, зонтики, «спинжаки с карманАми», часы с цепочками (а иногда и просто цепочки). Шляпы парней были также городскими, а после договоренности о свадьбе их надлежало украшать лентами и искусственными цветами (шляпа, в отличие от картуза, символизировала зрелость и готовность к браку).

Парни брачного возраста носили красные, расшитые вышивкой или золотой тесьмой рубахи. Рубахи шились из дорогого и модного материала : фабричного кумача или даже шелка. Штаны парней делались из молескина (фабричная хлопчатобумажная ткань с легким начесом), дорогого сукна, а то и плиса (также хлопчатобумажная ткань, но имитирующая бархат). Пояса становились широкими, яркими и украшенными символами плодородия.

Интересно, что как только парень высватывал себе невесту, то его рубаха становилась белой (белый цвет символизировал переход из одного социального состояния в другое: в момент перехода около человека истоньшается граница миров, и на него снова, как в детстве, начинает отблескивать свет Ирия).

Кроме того, молодые парни обязаны были включать в свой костюм различные «модные» (читай — городские) детали: жилетки, тросточки, зонтики, «спинжаки с карманАми», часы с цепочками (а иногда и просто цепочки). Шляпы парней были также городскими, а после договоренности о свадьбе их надлежало украшать лентами и искусственными цветами (шляпа, в отличие от картуза, символизировала зрелость и готовность к браку).

В современном мире создано множество удобных приспособлений для ношения новорожденных детей. Однако удобство и польза не всегда идут рука об руку. Так наряду с прочим коляска стала большим облегчением для мам и, вместе с тем, создала огромное расстояние между матерью и ребёнком, разрушила природные принципы гармоничного развития младенца. Ведь до обретения способности ходить малышу необходимо пройти «ручной период» — находится на руках у мамы и иметь с ней непосредственный контакт кожа к коже.

Читайте также:  Маникюр белый перламутр

Сосательный рефлекс предполагает, что где-то у рта ребенка находится мамина грудь, к которой можно прильнуть при возникновении голода. Хватательный рефлекс тоже, видимо, возник, чтобы малыш не падал с мамы, когда ей для чего-то нужно освободить руки. Близость с мамой: слыша стук её сердца, её дыхание, ощущая родное тепло, запах – всё это создаёт безопасную среду для нормального физического и психологического развития малыша, позволяет ему шаг за шагом осваиваться в большом мире, не пугаясь его величины и таящихся в нём опасностей.

Дети, потребности которых в физическом контакте удовлетворены, меньше плачут, страдают от колик, зато больше времени проводят в состоянии спокойного бодрствования, изучая окружающий мир.

Не стоит бояться приучать малышей к рукам, «отсидев» своё на руках, они постепенно к году с них сходят, но при этом продолжают оставаться спокойными и дальше.

Сейчас уже всё больше и больше мам изучают осознанный подход к родительству и начинают носить детей на груди или на спине в специальных тканевых приспособлениях. При этом им часто от старшего поколения приходится выслушивать критику и негативно окрашенные комментарии, мол, раньше таких причуд не было, а сейчас понапридумывали…

Однако, наверное, каждый из нас слышал известную поговорку «принести в подоле», которая означает родить ребёнка вне семейного союза. Но при чём же тут подол?

Как носили детей на Руси задолго до возникновения колясок? Давайте разбираться.

Носить ребёнка в подоле не зазорно

С чего всё начиналось?

Вероятнее всего, что разные способы крепить ребёнка на теле матери при помощи шкур или тканных лоскутов возникли ещё тогда, когда у человечества появилась первая одежда и оно жило в согласии с принципами Природы.

Археологи обнаружили одно из самых древних изображений тканой перевязи для ношения детей в гробнице Монтуемхата, верховного жреца бога Амона. Она находится в Египте, в западной части Фив, и заложена в I тыс. до н.э.

Сохранились средневековые фрески и картины, изображающие матерей с детьми в слингах.

Несколько лет назад в США выпущен золотой доллар, на котором изображена Сакагавеа (Sacagawea) — индейская женщина из племени шошонов, которая, неся собственного сына-младенца на спине, прошла тысячи миль с первой трансамериканской экспедицией (1804–1806) от Западного до Восточного побережья Северной Америки и обратно.

Многие народы и по сей день сохраняют этот обычай – носить детей на себе. Так, эскимосы носят детей голыми в своеобразном меховом одеянии с карманом на спине, на дно которого постелен впитывающий мох. Кожа ребёнка соприкасается с кожей матери, а уж их обоих покрывает толстый слой меха, спасающий от мороза. Эта традиционная одежда называется амаути. В современном варианте это специально сшитая куртка с карманом на спине.

В африканских странах ребёнка привязывают тканым полотнищем к спине, то же самое делают матери и в Индии.

Цыгане до сих пор носят детей в платках, обвязанных вокруг шеи. В восточноазиатских странах для ношения ребёнка используют Mei Tai (май-тай) — лоскут с четырьмя лямками, две из которых охватывают пояс матери, а две завязываются за её спиной, образуя карман для малыша.

На современный манер такие приспособления чаще всего называются слингом. «Слинг» от англ. Sling — «повязка, перевязь, грузоподъёмное полотнище; подвешивать через плечо».

На Руси и в Европе тканые перевязи также были широко распространены. Известное присловье «принесла в подоле» буквально обозначает перенос ребёнка в подоле. Подол — традиционный для костюма руской крестьянки передник, широкий и длинный, который надевался поверх юбки. В нём носили детей, обвязывая концы передника вокруг шеи, делая вместе с ним обычные дела.

Рождение ребёнка в то время не воспринималось как что-то особенное, способное изменить привычный образ жизни – малыш просто вливался в уже устоявшийся уклад семьи.

Хотя, стоит заметить, что раньше не было такой острой необходимости носить ребёнка всегда с собой. И это невзирая на тот факт, что продолжительность грудного вскармливания в то время доходила до 2,5-3 лет. Работающая мама, уходя из дома на весь день, часто оставляя малыша дома на попечение другим родственникам. Молодые мамы брали вместе с собой на работу только тех детей, которым необходимо более частое кормление.

К. Е. Маковский, «Крестьянский обед во время жатвы», 1871 г

Но почему выражение «в подоле принесла» означает «родила не будучи замужем»? Ведь в подоле детей носило большинство женщин? На этот счёт существует следующая версия.

На Руси в родах женщины всегда присутствовал муж, отец ребёнка. Он или помогал в родах, или терпеливо ждал появления дитятки. Именно муж сразу после родов брал свою кровиночку на руки от повитухи. При этом первая вещь, с которой соприкасалась кожа ребёнка, была папина рубаха. На Руси любого только что рождённого малыша заворачивали в ношенную отцовскую рубаху — на счастье.

А если ребёнок родился вне семейного союза, откуда взяться папиной рубахе? Естественно, её заменяло что-то мамино. Вероятно, мамин подол. Вот и получается, что ребёнка, который рождался без отца, в дом, к семье из помещения, где были роды, приносили в подоле, а не в папиной рубахе.

Так, по-видимому, закрепилось и дошло до наших дней выражение «в подоле принесла».

Почему стоит использовать тканевые перевязи

  • Принцип ношения с помощью тканевых приспособлений един — ребёнку придаётся физиологичная поза, которой затем обеспечивается фиксация тканью, которая поддерживает ребёнка так же, как руки взрослого, подстраиваясь под позу малыша.
  • Тканевая перевязь даёт ребёнку возможность получить необходимый телесный контакт и доступ к грудному молоку, а маме – освободить руки и разгрузить спину. Ведь при таком ношении вес младенца распределяет по всей спине и не тянет вниз, а потому мама устаёт гораздо меньше.
  • Традиционные тканевые перевязи позволяют избежать распространённого среди младенцев недоразвития сустава бедра, так называемой дисплазии, вызывающей вывих бедра. Как выяснилось, врождённый вывих бедра часто встречается среди народов, не практикующих ношение ребёнка на матери, а помещающих детей в разновидности колыбели. Широкое разведение ног в первые месяцы жизни способствует правильному формированию головки бедра.
Читайте также:  Ритуал очистки от порчи

Кстати, современные приспособления для ношения ребенка типа «кенгуру», придерживающие ребёнка с помощью системы ремней (они сейчас более известны в России и Европе), для недавно родившегося малыша не очень хороши, тем более надолго, поскольку неразвитый позвоночник ещё не в состоянии такую нагрузку принять — основная нагрузка идёт на промежность и далее на позвоночный столб. Однако надо отличать их от тканевых перевязей. Основная разница заключается в распределении нагрузки на позвоночник ребенка. У тканевых перевязей нагрузка приходится на всю поверхность спины ребёнка и его бедра.

  • Кроме правильного развития тазобедренных суставов, ношение в перевязи (в отличие от «кенгуру») стимулирует более ранее развитие мышечной системы и вестибулярного аппарата ребёнка. «А как же позвоночник, не искривится?» Как это ни удивительно, для позвоночника правильное ношение на руках гораздо полезнее лежания в кроватке или коляске. Все мы знаем из курса биологии, что позвоночник имеет изгибы. Два из них частично сформированы изначально, а другие два формируются по мере развития мышечного корсета. И этот корсет формируется быстрее и правильнее при ношении ребёнка, чем при неподвижном лежании. И обращение к временам свивальников и тугого пеленания для обоснования традиционности такой неподвижности недостоверно, поскольку туго спелёнатых младенцев несколько раз в день разворачивали и разминали — делали серьёзную гимнастику и массаж, «разгоняли кровушку». У нас же нередка ситуация, когда одетый в памперс и не требующий частого переодевания младенец целыми днями лежит в кроватке, там же получает бутылочку, и маме недосуг даже повернуть его с боку на бок.
  • Тканевая перевязь помогает справиться с ситуациями, когда ребёнок испытывает дискомфорт при коликах или при болезни.
  • У мамы, когда малыш большую часть времени находится у груди, стимулируется выработка молока.
  • Врачи отмечают несомненную пользу для здоровья дитя от ношения в тканевой переноске: особенно для выхаживания недоношенных детей и для лучшей адаптации усыновлённых малышей.
  • Кроме всего прочего тканевая перевязь помогает вести ту же активную жизнь, как до рождения ребёнка: пойти в гости, в музей, на прогулку и в другие места, куда не всегда удобно ехать или идти с коляской.

Неправильное использование тканевой перевязи приводит к усталости матери, повреждению осанки ребёнка, выпадению ребёнка или даже удушью. Кроме этого, завязывание подобной переноски самостоятельно требует навыка и терпения. Её проблематично использовать в холодное время года. И таким образом нельзя перевозить ребёнка в машине и в самолете.

В не зависимости от того, какой на дворе век желание быть у мамы на руках, слышать биение её сердца, чувствовать её запах, вкус молока на губах, засыпать под привычное покачивание в ритме маминой походки — это естественная потребность малыша, а не каприз. Поэтому возврат к истокам, к традициям наших предков – это возврат к себе, а не просто ещё одна модная тенденция.

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Тема. «Как одевались и обувались наши предки».

Цели. Познакомить учащихся с видами одежды, обуви, головных уборов, существовавших на территории Древней Руси; проследить историю развития предметов старины до наших дней; развивать у детей внимание, наблюдательность, логическое мышление, память, интерес к быту людей.

Оборудование. Толковый словарь русского языка; иллюстрации одежды, обуви, головных уборов; книги русских народных сказок (с иллюстрациями); видеомагнитофон, видеозапись мультфильма «Аленький цветочек»; карточки с названиями, стихами; рабочие тетради учащихся; тесты, загадки, таблица; книги: Кончаловская Н. Наша древняя столица; Левицкая З.В. История Отечества для детей; материалы экскурсии «Палаты в Зарядье».

Статья опубликована при поддержке компании "Гермес", занимающейся оптовой реализацией одежды second hand в Москве. На складах компании в Москве, Брянске, Краснодаре и Орле всегда есть в наличии сортированные текстиль, предметы домашнего обихода, обувь, детская, женской и мужская одежда секонд хенд оптом. Кроме того, в широком ассортименте представлен сток из Швейцарии, Франции, Нидерландов, Бельгии, Германии, Англии и др. европейских стран. Партнерство с "Гермесом" — это не только стабильные поставки высококачественного секонд хенда по привлекательной цене, но и бесплатная доставка товара по Москве и регионам РФ, гибкая система скидок для постоянных покупателей, а также специальные условия для новых покупателей. Работать с "Гермесом" удобно и выгодно: продажа осуществляется, как крупными, так и мелкооптовыми партиями товара, на сайте secondhand-optom.ru есть форма обратной связи, с помощью которой можно задать вопрос о возможности приобретении товара, узнать какова его стоимость, сделать заявку или попросить дозвониться.

I. Организационный момент

II. Повторение изученного материала

Учитель. Для проверки того, как вы усвоили материал предыдущих уроков, предлагаю вам тест.

1. Деревянные дома возводили:

2. Деревянный крестьянский дом называется:

3. Помещение, которое сейчас называется комнатой, раньше называлось:

4. Невысокая земляная насыпь вдоль стен, служащая для утепления дома, называется:

5. Накладная планка вокруг окна называется:

III. Постановка темы урока

У. Мы с вами уже знаем, в каких домах жили славяне, что находилось в этих домах, как велось хозяйство. Продолжаем знакомиться с жизнью людей того времени. Как вы думаете, о чем мы еще не говорили?

Дети. Как люди выглядели, во что одевались, что делали.

У. Правильно. О занятиях людей у нас разговор впереди, а об их гардеробе мы будем говорить сегодня. Прочитайте тему урока, написанную на доске.

Как обувались и одевались наши предки

– Узнаем мы об этом на сегодняшнем и следующем уроках. По мере нашего разговора мы будем заполнять таблицу, изображенную на доске (см. Приложение). Сначала начертите заготовку таблицы у себя в тетради.

Дети выполняют задание.

IV. Знакомство с новым материалом

У. Какую одежду вы любите носить? Какую расцветку предпочитаете?

– Одежда древних славян не поразила бы вас сказочной красотой и обилием красок. Основной цвет был белый.
Из чего делали ткань? Вспомните, какие растения можно было увидеть на лугах и полях? Какое из них шло на изготовление одежды?

У. Правильно. Раньше не было фабрик, поэтому люди сами выращивали лен, обрабатывали его и ткали из полученных волокон полотно. Поэтому одежда называлась домотканой.
Прясть пряжу из шерсти животных или растительных волокон, ткать из этих нитей (пряжи) ткани и шить из них одежду умели на Руси почти все женщины. Они украшали, раскрашивали свои одежды. Даже княгини и боярыни любили рукодельничать. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев различных растений, настоями из растертого в порошок камня.
Как одевались славяне? Ясно, что по погоде: была одежда зимняя и летняя. Вот что можно прочитать об одежде у Натальи Кончаловской.

Читайте также:  Заговор на лотерейный билет чтобы выиграть

Учитель раздает детям карточки со стихотворением:

Ой вы, гости-молодцы,
Длиннополые купцы,
И бояре, и дворяне,
Горожане и крестьяне!
Кто в сорочках и штанах,
Кто в коротких зипунах.
И такие франты были:
Длинный охабень носили,
Рукавами до земли
Пыль по улице мели.
А зимой, в мороз, в Москве
Надевали шубу-две.
А боярыня, бывало,
По три шубы надевала.
Любят в праздники рядиться
Наши русские девицы:
Ожерелья, серьги, бусы,
Ленты в косах до земли.

Возьмите в руки карандаш. Прочитайте еще раз это стихотворение и отметьте все незнакомые слова. К ним мы вернемся в конце урока, а сначала познакомимся с мужской одеждой.

Подчеркнутые понятия заносятся по ходу урока в таблицу учителем и детьми. Учитель показывает изображения данных предметов классу.

Шуба, шапка-столбунец

Охабень

Опашень

Зипун

Сермяга

– Мужская одежда состояла из широкой рубахи из простого холста или шелка, доходившей до колен, и портов. Ворот рубахи вырезался по шее и имел спереди прямой разрез, который завязывался на шнурки или застегивался на пуговицу. Рубахи не заправляли в штаны, а носили навыпуск. Нарядные рубахи, обычно красного цвета, вышивали золотом и шелком.
Рубахи, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. Орнаментный узор клали на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка-«оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.
Князю полагалось ходить в длинной до пят одежде алого цвета, непременно богато расшитой. Особая роскошь княжеского наряда заключалась в нашитых на кафтан дорогой материи, непременно другого цвета, кружевах и драгоценных пуговицах. Бояре носили одежду покороче и других цветов.
Верхним платьем служил кафтан, обычно с длинными рукавами. Верхней парадной одеждой был также опашень. Его носили внакидку, на «опаш». Сверху донизу опашень застегивали на пуговицы, серебряные или золотые. Опашень на меху становился шубой.
В холодное время на исподние (нижние) рубашки надевали шерстяные или меховые одежды: различные безрукавки и шубы. Кто победнее, носил шубу из овчины, козьего, волчьего или медвежьего меха. Богатые и знатные шили шубы из песца, бобра, лисицы, белки и куницы. Шубы были длинные и короткие, но всегда широкие. Их надевали не только – во время приема гостей. В шубах и шапках бояре сидели в Боярской думе, на царских пирах даже в жаркие дни. Вот почему в строчке у Кончаловской мы читаем: «А боярыня, бывало, по три шубы надевала». Шубы шили мехом внутрь. Простые шубы подбивали овчиной или заячьим мехом, а парадные – собольим, лисьим, бобровым. Вообще считалось, что чем больше надето на человеке, тем лучше, тем он богаче.
Рукава у некоторых видов одежды были очень длинными. Зимой при отсутствии рукавиц в них грели руки. Рукава завязывали сзади или собирали в складки на запястьях. Когда рукава были спущены, работать было невозможно. Отсюда и поговорка: «Работать спустя рукава».

А теперь перейдем к женской одежде.
Основой женской одежды была длинная сорочка из прямых полотнищ. «Бабьи рубашки – те же мешки: рукава завяжи да что хошь положи». Рукава сорочек были в 6, 8, 10 локтей (локоть равен 50 сантиметрам). На талии завязывали пояс. Состоятельные женщины носили еще нижнюю рубаху, которая называлась сорочица. Верхнюю рубаху шили из более нарядного материала и отделывали ее, то есть украшали вышивкой. Вечерами зажигала женщина лучину, брала иголку, разноцветные клубки ниток, которые сама напряла и покрасила, и начинала вышивать: покрывала узором ворот, разрезы, манжеты и подол рубахи. Вышитый орнамент должен был защищать хозяйку одежды от злых сил и призывать на помощь силы добрые. Рубаху обязательно подпоясывали. Считалось, что пояс тоже оберегает человека от злых духов. Славяне верили, что через все проемы, отверстия одежды могут проникнуть к человеку всевозможные злыдни. В верхней рубахе женщина не могла появиться на людях. Поэтому поверх сорочки она обычно надевала сарафан – длинную одежду без рукавов, с пуговицами сверху донизу. Богатые шили сарафан из дорогих заморских материй, простые – из домотканого холста. Сверху на сарафан надевали душегрею – короткую, чуть ниже талии, и очень широкую сборчатую одежду на лямках. В холодные дни она согревала не только душу, но и тело.
Из плотной материи шили телогрею – женскую одежду, длинные рукава которой застегивали или завязывали. Руки продевали в прорехи, а рукава свисали свободно.
Самой нарядной женской одеждой был летник. Шили его из яркой материи, надевали через голову, не подпоясывали, рукава сшивали только до локтя. Рукава были очень широкими, из-за чего приходилось держать руки согнутыми, прижатыми к груди. Концы рукавов и ворот украшали более дорогими тканями, иногда обшивали мехом. Женская шуба по пошиву отличалась от мужской. Часто она была как летник – без разреза, с длинными висячими рукавами.
Знатные люди носили платья из роскошных тканей – тонких сукон, шелков, бархата. Ткани эти проделывали долгий путь, прежде чем попадали в русские города из далеких стран – Персии, Китая, Италии и Англии. Простые горожане одевались в основном в одежду из ткани, вытканной дома или купленной на торге у крестьян.

Душегрея

Летник

Сарафан

Переходим к головным уборам и прическам.
В древности и мужчины, и женщины носили головные уборы. Показаться на людях с непокрытой головой, то есть простоволосым, считалось неприличным.
Головные уборы на Руси были разнообразны. Зимой мужчины носили меховые остроконечные шапки-колпаки. Выходя из дому в остальное время, они надевали кожаный, войлочный или тканый колпак. Обязательным головным убором бояр была высокая, похожая на трубу меховая шапка-столбунец.

Ссылка на основную публикацию
Обувь под классические брюки женские фото
Многие дамы считают штаны самым удобным элементом гардероба и готовы в их пользу отказаться от женственных юбок и платьев. Но...
О чем поговорить с парнем в живую
Жизнь невозможно предсказать. Ты никогда не знаешь наверняка, что ждет тебя завтра или в ближайшие несколько месяцев, а тем более...
О чем расскажут ногти
Что о здоровье могут рассказать ногти? Почему на них появляются белые пятна, вмятины, бугры и волны? Репортеры программы «НашПотребНадзор» нашли...
Обувь под классический костюм
В одной из наших статей, ты уже мог прочитать как выглядит идеальная мужская обувь. Сегодня же мы сконцентрируемся только на...
Adblock detector