Современный удмуртский костюм

Современный удмуртский костюм

Этнический дизайн в Удмуртии стремительно набирает обороты: клетчатые платья и рубашки, тканные вручную пёстрые пояса, стилизованные монисто, расшитые монетами и пуговицами съёмные воротнички, футболки с профилем Кузебая Герда и символическими орнаментами.

Точные сведения о формировании удмуртского современного костюма отсутствуют. Можно предположить, что первый интерес к стилизованному костюму появился при создании сценических костюмов для самодеятельных коллективов. Современным костюмом стали заниматься более серьезно 15 лет назад, когда в Удмуртском государственном университете открылась новая специальность — «Художественное проектирование костюма».

Сложный традиционный костюм с каждым годом вдохновляет всё большее число современных дизайнеров. В последнее время в дизайнерском пространстве Удмуртии стало больше новых имён модельеров, работающих над эксклюзивными, стилизованными вещами. Ценность дизайнерских работ, созданных вручную — картин, подвесок, сумок – в том, что они существуют в единственном экземпляре.

Особым спросом у молодежи пользуются легкие нарядные платья из демократичных недорогих тканей – штапеля и льна, которые одновременно отражают и удмуртский народный стиль, и мировые подиумные тенденции. Они уместны не только для семейных праздников, но и для работы в офисе, похода в театр.

«Совсем непросто вписать традицию в современную моду», – подчеркивает ижевский искусствовед, исследователь истории и символики удмуртского народного костюма Людмила Молчанова. Будучи преподавателем института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета, Людмила Анатольевна разработала специальный курс по моделированию современного национального костюма. Вдохновила и воспитала не одно поколение дизайнеров. После знакомства с ней многие молодые авторы ощутили интерес к родному национальному костюму, глубинным корням, семантике и символике народного костюма и выбрали своей специализацией этническое направление.

Сама Людмила Анатольевна мотивами древне-удмуртского эпоса заразилась много лет назад — на съемках первого удмуртского художественного фильма "Тень Алангасара", где была гримером и художником по костюмам. С тех пор ею изучена масса трудов по археологии, благодаря полевым экспедициям и живому общению с носителями традицийсобран уникальный этнографический материал по символике костюмов. "Если костюм, выполненный по традиционным мотивам, не будет модным, кто же тогда его будет носить? Какой в нём смысл? Необходимо, чтобы традиция вписалась в моду. Этим я и занимаюсь со своими студентами, этому их и учу", – говорит дизайнер.

Этническая тема сейчас на пике популярности. Такие признаки народного костюма, как многослойность, декоративность, многоцветие вошли в моду. Часто традиционный крой, символика вышивок, узор, пестрядь, использование натуральных тканей и особый способ ношения костюма опосредованно, не напрямую указывают на удмуртскую традицию и органически вписываются в современный костюмный ансамбль.

Экспериментировать с народной одеждой, не теряяпри этом национальный колорит, может только человек, хорошо знающий традицию. Этим отличается творчество учениц Молчановой – Полины Кубиста и Веры Кузнецовой. Так, Вера много лет работает над сценическими костюмами для исполнителей удмуртской эстрады (ансамбль "Шулдыр ӝыт", "Малпан", Анна Плотникова), а в шоу-рум Полины приходят городские модницы, которые ценят удмуртскую идентичность и модный крой ее изделий.

Известно, что удмурты вкладывали глубокий смысл в создание своей одежды, подходя к этому разумно, с душой. Женщины носили закрытые платья, облачая себя, словно в раму. Одежда соответствовала возрасту, семейному положению и месту рождения носительницы. Ткани были исключительно натуральными.

Читайте также:  Как заканчивать вязание шапки спицами английская резинка

По словам Людмилы Молчановой, одна из грубейших ошибок, которую допускают в работе неопытные удмуртские дизайнеры – пошив изделий из дешевых, искусственных тканей. "Скорее всего, это связано с финансовыми затруднениями начинающих дизайнеров, – поясняет исследователь. – Вообще для того, чтобы сшить современный национальный костюм, в первую очередь важно изучить традицию, почитать этнографические книги о традиционных узорах и орнаментах. Во многих современных удмуртских нарядах меня раздражает безвкусица и так называемый «гламур», когда слишком ярко, крупно, навязчиво изображают удмуртский узор или грубо нашивают его на тканевую основу. Подобная небрежность настораживает. Платье с нарушенной символикой, как правило, работает против хозяина. Носить такие вещи никому бы не советовала".

Важно отметить, чтотрадиционную одежду создавали люди, не имевшие специального образования, и исключительно вручную. При этом создатели удмуртского костюматонко чувствовали композицию и правильные пропорции. Есть чему поучиться у наших предков, результаты мастерства которых могут служить вдохновению современным авторам новых коллекций.

Любая одежда, помимо своего прямого назначения – защиты человека от погодных воздействий, несет дополнительную функциональную нагрузку. Защитная символика, наносимая на ткань, сделала национальный костюм удмуртов своеобразным оберегом от невзгод и злых чар. Благодаря отдельным элементам, можно определить пол, возраст, статус, религию человека, облаченного в народное одеяние.

Традиционные повседневные одежды и обувь

Костюмы народностей, населяющих северную и южную территории Удмуртии, различны. Издревле одежда изготавливалась из простых добротных материалов: овчины, холста или сукна. Женщины с юных лет обучались ткать, шить и вышивать. Молодая мастерица до замужества набивала свой сундук нарядами собственного изготовления, которых насчитывалось около 40 штук. Они предназначались для будущего мужа и новой родни. Все представители народности имели несколько комплектов национального костюма удмуртов:

  • каждодневная одежда;
  • праздничная;
  • облачение для обрядов (погребальные, свадебные).

Удмуртская обувь – это ботинки (ката), лапти (кут), валенки (гын сапег), сапоги из кожи (сапег). Женские, мужские и детские облачения делались особым образом. Отдельные элементы костюмов разнились, наделялись своей символикой, несущей определенную функцию.

Женские

Народный удмуртский женский костюм состоит из рубашки-туники (дэрем), кафтана-халата (шортдэрем), передника (айшет), головного убора из бересты (айшон). Североудмуртская женщина носила белую холщовую тунику со съемным, затейливо вышитым нагрудником (кабачи). Сверху она надевала беленый кафтан или халат с поясом и передником, но уже без грудки. Одеяние северянок во многом походило на облачение народов Пермского края.

Удмуртка-южанка поверх рубахи надевала приталенный камзол или же безрукавку и фартук с грудкой, а на низ – штаны. Ткани использовались пестрые, заимствованные от татарских соседей. Кабачи носили замужние дамы. Позднее нагрудники стали делать из кусочков вышитой ткани, которые украшались монетами и пуговицами. Зимой женщина-удмуртка носила более теплый костюм, дополняя его верхней одеждой:

  • шубой из овчины;
  • отрезным по талии кафтаном-туникой с ложными вшивными рукавами. Его накидывали на плечи либо надевали, а рукава затыкали сзади, продевая руки в прорези.

Впервые выгонять корову в доме мужа молодая жена обязана была именно в кафтане с ложными рукавами. При этом удмурты считали, что чем длиннее рукава, тем состоятельнее молодка.

Рукава рубахи для женщин расшивались яркой вышивкой, которая использовалась в качестве оберега, защищающего от черного глаза. Когда вышивальщица заканчивала работать, она ставила на одежду свой чук из нескольких ниток, как клеймо мастера. Другим мастерицам такие облачения запрещалось копировать.

Читайте также:  Из чего делают нубук

Мужские

Комплект для сильного пола удмуртской народности напоминает русский костюм. Такая схожесть в облачении естественна для соседей. Мужской ансамбль включает:

  • светлую полосатую рубаху до колена с ремнем на талии или же с узорчатым пояском;
  • свободные по крою холщовые выбеленные (либо синие) брюки;
  • рубашечный воротник – украшался вышивкой;
  • тканый пояс – считался оберегом и нес обрядовую функцию;
  • в холодный период надевали на рубаху приталенный удлиненный кафтан, тулуп из сукна либо овчины в пол с огромным воротом.

Мужчина-ремесленник подпоясывался сыромятным толстенным ремнем, имеющим пряжку из меди и железные скобы для инструментов.

Мужской удмуртский наряд на каждый день изготавливался из грубых простых тканей. Для пошива рубах костюма северных удмуртов чаще использовали лен. Южане предпочитали коноплю.

Детские

Детский национальный костюм удмурты-малыши почти всегда донашивали за старшими. Ношенная материнская рубашка становилась первой одеждой маленькой девочки, а отцовская – мальчика. Грубая, многократно постиранная ткань делалась мягкой и идеально подходила для нежной детской кожи.

Праздничные одеяния

Праздничный мужской удмуртский костюм – белая рубаха с вышитыми красными нитями, идущими полосками вдоль рукава, по вороту, подолу изделия. Брюки шились из черной ткани или синей. Пояс делали широким в красном цвете или пестрым. Одежда для молитв – рубашка нательная и белый кафтан изо льна прямой спереди, приталенный сзади.

Костюм удмуртской девушки для свадьбы был преимущественно белым. Праздничный кафтан шился из плиса, украшался тесьмой. Свадебный сюлык (белая расшитая холстина) вышивался черной нитью, декорировался кистями по бокам.

Национальные головные уборы

Многослойность всегда была присуща национальным костюмам. Для удмуртов это тоже типично. Южные девушки облачались в сложные головные уборы:

  • шапочки с высоким лбом (айшона);
  • налобные повязки, украшенные бусинками и ленточками;
  • платки, расшитые и отделанные бахромой;
  • когда замужняя женщина становилась матерью, она надевала вышитое полотенце, закрепляя его сверху косынкой.

Костюм удмуртской девушки с севера включал холщевую шапочку (такья), которая декорировалась монетками и кумачом. Девочки-подростки надевали круглую такью. Взрослея, они меняли ее на продолговатую. Еще молодые девушки носили повязки с блестками и лентами, а также платки из беленых тканей. Замужние женщины дополняли тюрбан полотенцами, вышитыми красными нитями. Пожилые удмуртки вместо берестяного айшона (кокошника) носили пелькышет (шапочку с длинными концами), который покрывали платком.

Удмуртский костюм для мужчин был дополнен суконным колпаком в форме цилиндра. Зимой они носили теплые овчинные шапки. Эти уборы были пошиты по типу малахая.

Декор костюма

Национальный удмуртский костюм щедро декорировался вышивками, монетами, лентами и разными украшениями. Особенно тщательно украшался съемный нагрудник и налобная повязка. Для отделки использовались русские монетки и серебро. В ход шли бляшки, пуговицы, подвески, жетоны.

Читайте также:  Машинка для завивки волос

Богатые семьи передавали серебряные украшения по наследству. Менее состоятельные удмурты использовали в декоре имитацию жестяных и оловянных монеток. Носили металлические браслеты с орнаментами, а также огромное количество серег, колец, декоративных цепей.

В отличие от мордвы и чувашей, удмурты мало использовали для декорирования своих костюмов стекло и бисер. Замужние дамы любили украшать косы накосниками, изготавливающимися из узкой полоски холста, увешенной жетонами и монетками. Накосник прикреплялся к такье сзади при помощи металлической пластины.

Уши часто украшали подвесами (пельугы) из отдельных нитей серебряных монет. Шею декорировали снизкой из холстяной полоски. Ее обшивали монетами, красной ситцевой тканью, некрупными бусами, раковинами.

Популярное среди удмуртов украшение – йырпинь. Это белые ракушки, которые считались оберегом. Семейную реликвию передавали по наследству.

Ткани и цвета

Цвета удмуртского национального костюма – белый, черный, красный, охра, индиго. На севере преобладали первые три оттенка. Полихромную расцветку предпочитали на юге. Ткани простые для повседневной одежды – холст, сукно, овчина. В XIX веке для выходных нарядов использовали шелковые и атласные ткани.

Государственный флаг Удмуртской Республики выполнен в черно-бело-красной палитре.

Национальный костюм удмурта – одежда добротная, яркая, многогранная, но с постоянными народными элементами. Наряды разнятся не только по типу использования (праздничная, повседневная или обрядовая), но и в зависимости от территориальной принадлежности населения, будь то сдержанные северяне с русским влиянием или яркие южане, многое позаимствовавшие для национального костюма от татар и башкир.

Видео

Магазин — ателье "Этно Мода"
УДМУРТСКИЕ ПЛАТЬЯ, ФАРТУКИ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ и т.д.

Наш магазин — ателье предлагает приобрести национальные удмуртские наряды, или изготовить их для вас в индивидуальном порядке.
Показать полностью…
Уникальная возможность взять изделие в ПРОКАТ.

Уникальная услуга по сверловке ваших монет для изготовления монист и т.д. А также Вы можете приобрести готовые монетки в магазине.

ЛУЧШЕ ПОКУПАТЬ У НАС.
— с Вами работают специалисты
— приемлемые цены
— изготовление одного швейного изделия до 7 дней
— Вы можете заказать продукцию с доставкой
— Единственные в Ижевске.

ВНИМАНИЕ! Связываться по поводу приобретения нарядов можно только с администраторами группы. Будьте бдительны!

  • Записи сообщества
  • Поиск

"Этно Мода" УДМУРТСКИЕ НАРЯДЫ. запись закреплена
Дмитрий Каркин

"Этно Мода" УДМУРТСКИЕ НАРЯДЫ. запись закреплена
Дмитрий Каркин

Гармонист-виртуоз Святослав Шершуков, исполнительница народных песен Марта Серебрякова и шоу-балет "Фестиваль" впервые в Ижевске 26 марта 2020 года в 19-00, филармония !

Святослав Шершуков, г. Москва — гармонист-виртуоз, стипендиат Президента Российской Федерации, артист ансамбля русских народных инструментов "Финист-балалайка" Академического хора русской песни Государственного музыкального телерадиоцентра.
Показать полностью…

Марта Серебрякова – финалистка телевизионного вокального конкурса «Новая звезда», лауреат всероссийских и международных конкурсов, солистка Пензаконцерт.

Творческий союз артистов сложился осенью прошлого года и очень быстро воплотился в большую сольную программу "Праздник русской гармони"!

Праздник русской души, праздник народной песни, где сплетаются музыка и танцы, песня и гармонь!

Ссылка на основную публикацию
Сложное окрашивание на русые волосы средней длины
Мастер, предлагая сложное окрашивание волос, будет использовать в работе больше одного цвета. Количество оттенков может достигать и десяти. Но как...
Сколько грамм пряжи нужно на снуд
Необычный элемент женского гардероба шарф «снуд». Его популярность легко объясняется, его можно носить как удлинённый шарф и при необходимости надеть...
Сколько денег можно подарить на день рождения
Сколько принято дарить денег на день рождения? Этот вопрос волнует многих людей, отправляющихся поздравлять друга, родственника или коллегу. Хрустящие банкноты...
Сложное окрашивание растяжка цвета
Однотонное окрашивание и классическое мелирование отошло на второй план. Востребованными стали сложные техники с использованием нескольких оттенков, разных способов нанесения...
Adblock detector